Памятки, советы, рекомендации

Годовой отчёт музыкального руководителя за 2015 - 2016 учебный год

Автор: Козлова Л.В.
|Должность: Музыкальный руководитель, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «Детский сад № 8 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»                                                              структурное подразделение «Детский сад №8 комбинированного вида»                      Рузаевского муниципального района

 

Творческий отчёт

за 2015 – 2016 учебный год                  музыкального руководителя                                                 Козловой                                                   Лидии                                           Владимировны

skripka

DSC_0062

 

 

Рузаевка                                                                                                                             2016 г.

Годовой отчет музыкального руководителя: Козловой Лидии Владимировны о проделанной работе за 2015-2016 учебный год.

В 2015-2016 учебном году регулярно проводилась НОД по музыкальному воспитанию во всех возрастных группах.

НОД проводилась согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени.                  Каждая форма НОД включала в себя слушание музыки и все виды исполнительства: пение, музыкально - ритмические движения, игру. Сфера основных видов исполнительства расширялась за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества. Планируя образовательный процесс, я использовала вариативный подход к проведению музыкальных занятий. Помимо традиционных занятий проводились доминантные, тематические и интегрированные занятия.

        В соответствии с новыми ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным искусством и литературой. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Большую роль приобретают  задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной  и общей эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к  искусству. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.         Ставила перед собой такие задачи по музыкальному воспитанию:

• Воспитывать любовь и интерес к музыке,

• Обогащать музыкальные впечатления детей,

• Знакомить с простейшими музыкальными понятиями,

• Развивать сенсорные способности, чувство ритма,

• Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам.

• Обучать здоровьесберегающим технологиям.

НОД проводила согласно общеобразовательной программы ДОУ составленная на основе программы «Детство»,  «Валдоня» и парциально использую в своей работе методику Карла Орфа и Тютюнниковой «Элементарное музыцирование с дошкольниками». Применяю парциальные программы Т. Буренина «Ладушки», Радынова О. П. «Музыкальные шедевры», «Ритмическая мозаика» Бурениной. Использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д. При проведении НОД применяю интегрированный метод, гендерный подход.

В процессе НОД дети занимались по следующим разделам:

А) Слушание музыкальных произведений.

Б) Пение и песенное творчество.

В) Музыкально ритмические движения.

Г) Танцы.

Д) Игры и хороводы.

Е) Игра на детских музыкальных инструментах.

В НОД использовала следующие здоровье сберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Ритмо-пластика

Фонопедические упражнения

Артикуляционная гимнастика

Психогимнастика

Пальчиковая гимнастика

Речь с движением

Фонопедические упражнения:

 развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание

 стимулируют гортанно-глоточный аппарат

 стимулируют деятельность головного мозга

Речь с движением:

 стимулирует развитие речи

 развивает пространственное мышление

 развивает внимание, воображение

 воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность

Ритмопластика:

• развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус

• развивает умение правильно и красиво двигаться

• укрепляет различные группы мышц и осанку

• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки

Пальчиковая гимнастика

«Кто много поет, того хворь не берет!»:

• звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;

• звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

• звук “о - и - о - и” массирует сердце;

• звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Анализ выполнения годовых задач

     Итоги мониторинга освоения программного материала показали, что детьми логопедической группы, старшей группы, средней группы, второй младшей группы, первой младшей группы  материал по образовательной области «Музыка» усвоен на высоком, среднем и  низком уровне.

Всего обследовано: 5 групп. Из них имеют

Высокий уровень – 71,4%.

Средний уровень – 24%.

Низкий уровень – 4,5%.

Исходя из поставленных перед педагогическим коллективом  годовых задач,   я,  как  музыкальный руководитель,  также определила для себя   задачи  по  художественно-эстетическому развитию детей:

1.                Развивать интонационную выразительность речи;

2.                Развивать координацию слова и движения

3.                Формирование элементарных представлений о видах искусства;

4.                Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;  

5.                Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

6.                Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

7.                Развитие вокально-певческих умений детей.

Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:

•        В совместной деятельности педагогов и детей;

•        В совместной деятельности с семьей;

•        В самостоятельной деятельности детей;

•        При организации режимных моментов.

Для этого мною разрабатывается  планирование образовательной деятельности, с учетом  интеграция всех образовательных областей.                                                                        Все перечисленные задачи  успешно решаются в различных видах деятельности:

1.  Беседы—характеристики  эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки— веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков—нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д. Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов, произведений изобразительного искусства.

2.     Вокально-певческая работа с детьми,  которая способствует формированию правильной звуковой и интонационной культуре речи (интонация, артикуляция,  дыхание, чистота и точность произношения)

3.  Организация  культурно-досуговой  деятельности детей  и привлечение   к  ней  родителей   (участие родителей в совместных мероприятиях ДОУ, района).

Регулярно по плану проводились физкультурные занятия с музыкальным сопровождением. Цель занятий: активизировать детей посредством звучания музыкальных произведений, повышать работоспособность дыхательной, мышечной систем организма.

В течении года были проведены следующие мероприятия:

1. «День  знаний» ----------------------------------------------------Сентябрь

2. «Осень, осень в гости просим»--------------------------------Октябрь

3. «День Музыки»-----------------------------------------------------Октябрь

4. «День здоровья» ---------------------------------------------------Ноябрь

5. «День матери»-------------------------------------------------------Ноябрь

6. «Здравствуй, здравствуй новый год»-------------------------Декабрь

7. «Зимние забавы» --------------------------------------------------Январь

      8. «День защитников Отечества»----------------------------------Февраль

      9. «Красный, жёлтый,зелёный»-----------------------------------Февраль

    10. «Масленица»--------------------------------------------------------Март

    11. «8 Марта- праздник мам»----------------------------------------Март

    12. «Край мой, Мордовия моя!»-------------------------------------Март

    13. «Мы- спортсмены»--------------------------------------------------Апрель

    14. «День Земли»---------------------------------------------------------Апрель

    15. «До свиданья, детский сад»--------------------------------------Май

При организации всех этих мероприятий я применяла инновационную технологию «Элементрарное музыцирование с дошкольниками».

В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, костюмы к праздникам. Изготовлены новые методические пособия и музыкально-шумовые  инструменты  для проведения музыкальных занятий.     

Моё основное направление «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников». В прошлом столетии общественность была серьёзно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи.  Я думаю, что это не что иное, как результат недооценки роли искусства в воспитании подрастающего поколения.   Воспитание эстетических чувств дошкольников,  я считаю, чрезвычайно актуально, а  период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка.     Возникшая проблема позволила мне сформулировать достаточно конкретную цель: рассмотреть музыку как средство эстетического воспитания дошкольников, формировать эстетическое отношение детей к музыке, их творческие способности, знания.   Объектом моего исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников. Предмет исследования: музыка как средство эстетического воспитания дошкольников. Для реализации поставленной цели  были поставлены следующие задачи:

1)  рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

2)  показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников;

3)  проанализировать программный материал по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста;

4)  рассмотреть методику эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.                                                                                                                                      

  Для реализации поставленных задач  я соблюдала следующие условия: а) учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей; б) веду сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом и родителями; в) учитываю  взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт; г) создаю в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться; д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников.    Педагогическая идея реализуется на занятиях, в повседневной жизни детского сада, в процессе досуговой  деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а так же в быту).                               Результативность моей работы в данном направлении показывает мониторинг музыкальной деятельности. Каждый год, показатель развития музыкальной деятельности стабильно увеличивается. Моя работа в данном направлении носит системный характер.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

За прошедший учебный год  в рамках функционирования инновационных и методических площадок на базе Дошкольного отделения ОУ, в НОД музыкального руководителя  были внесены коррективы, а также конкретизированы задачи воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС и с учетом социального заказа, потребностей детей, педагогов и родителей. Активно изучалось положение о новых федеральных государственных образовательных стандартах обучения детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей; разработана годовая циклограмма календарных праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

       В течение учебного года были разработаны, апробированы, внедрены, распространены инновационные методы применения ИКТ технологий в воспитательно-образовательном процессе, а также достигнуты следующие результаты в педагогической деятельности:

·        Участие во Всероссийском профессиональном конкурсе для  музыкальных работников «Волшебные мгновения музыки» заняла 2 место в номинации «Открытый урок»

·        Работа над сайтом детского сада№8 (http://www.schoolrm.ru/detsadruz/ds8ruz/)   для обмена опытом и внедрения новых форм работы с детьми и родителями. Сайт активно развивается и функционирует.                                                                                                                                 В рамках самосовершенствования мною были изучены азы сайтостроения, администрирования и модерирования, программирования, чтения BB и HTML-кодов;

·        Публикация материала  на сайте Детского сада №8

·        Написание и подготовка педагогического проекта                                               «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»;

     Написание программы музыкального руководителя.

В течение года была изучена методическая литература: Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду», Метлова Н.А. «Вокальные возможности дошкольников»; «Учите детей петь. Песни и упражнения для голоса у детей 5-6 лет» составитель Т.М. Орлова, С.И. Бекина; Яковлев А.О. «О физиологических основах формирования певческого голоса, литература по использованию информационн-коммуникативных технологий.                                                                                                           Участие в методических объединениях на муниципальном уровне с показательным проведением праздника «День Земли» и презентация творчество П.И. Чайковского, выступление на педсовете презентация музыкального зала, мастер-класс для воспитателей «Самодельные музыкально-шумовые  инструменты своими руками». Благодарность от заведующей с занесением в трудовую книгу.

Работа с родителями.

Одной из основных задач нашего детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.  В работе с родителями использовались несколько форм взаимодействия с семьей:

•         пропаганда музыкального искусства (информационный блок на сайте ДОУ, консультативный материал в газете ДОУ «Маленькая страна», индивидуальные консультации);

•         вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые мероприятия,  индивидуальные беседы);

•         совместная культурно-досуговая деятельность (участие в подготовке и проведении праздников).                                                                                                                                 Так же использовались все формы взаимодействия:

1.        Анкетирование.

2.        Индивидуальные и общие консультации для родителей «Праздники в детском саду», «Роль слушания музыки в развитии познавательных способностей детей» и др., согласно разработанному мною перспективному плану работы с семьёй.

При работе с родителями воспитанников использовались методы:

 - демонстрационный (приглашение родителей на групповые и общие мероприятия ДОУ в качестве  участников и зрителей);

- деятельностно-продуктивный (украшению музыкального зала к праздникам, пополнению необходимыми атрибутами).

Работа с педагогами.

   Планируя работу с педагогами, выделила вопросы, требующие наибольшего их внимания, определила содержание индивидуальных и групповых консультаций, практикумов, которые решали бы задачу повышения компетенции воспитателей  в организации работы по музыкальному воспитанию в самостоятельной деятельности детей,  а также способствовали бы успешной социализации и адаптации детей.

Были проведены:

1. Консультации для воспитателей:  «Роль  слушания музыки в целостном развитии дошкольника», «Оборудование места для самостоятельной музыкальной деятельности»  и др. Мастер-класс «Самодельные музыкально-шумовые  инструменты своими руками».

Повышение уровня профессиональной компетенции:

•        Продолжила изучать  возможности информационного пространства.

•        Методическую литературу

•        Участие в конкурсах                                                                                                                   Тема  по самообразованию «Музыкальное воспитание детей К.Орфа»». Данное направление работы направлено на«Познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь, движение».

Создание собственных дидактических и методических материалов, разработаны музыкально-дидактические игры.                                                                                       Невозможно не отметить влияние информационных технологий на процесс музыкальной деятельности дошкольников в этом учебном году. Оно показало значительные преимущества в  воспитательно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения (в особенности рост мотивации обучения, творческих проявлений и эффективное обучение методом игровых упражнений).

Выводы:

Считаю работу по музыкальному воспитанию в нашем детском саду удовлетворительной:

•         Созданы условия для развития музыкальных способностей детей;

•         В работе используются новые современные технологии по музыкальному воспитанию детей;

•         Пополняется дидактический материал по всем разделам музыкального воспитания;

•         Создана богатая фонотека и библиотека нотного  и методического материала.

   В результате проводимой  мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления, У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. Большую работу веду по самообразованию, овладеваю современным содержанием воспитательно-образовательного процесса в обучении и воспитании дошкольников. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность.

 Веду активную работу по распространению педагогического опыта.  С помощью сайта можно распространить нужную информацию в сжатые строки, поделиться новостями, разместить учебно-методические разработки, консультативный материал,фото-отчёты.                                                                                                                             В связи с этим актуальным является систематическое использование ИКТ технологий в процессе  музыкальной деятельности, позволяющее конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.  Для дальнейшего развития данного направления педагогической деятельности:  необходимо приобрести новое техническое оборудование:

- радиомикрофон;

- детские музыкальные инструменты

Продолжать пополнять костюмерную сценическими и ролевыми костюмами.

 Веду тесное сотрудничество с коллегами по всей стране через педагогические форумы «Музыкальный сад», «Музыкальный руководитель», «МААМ», «Перлина», «Учмаг».

На следующий учебный год я ставлю такие задачи:                                                                 -. Продолжать изучать новые программы и методическую литературу в контексте с ФГОС.

 -Продолжать знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет                                                                                                                                           - Продолжать совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

-Продолжать совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания.

- Продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

- Продолжать принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей города, педагогических советах, семинарах .

-Продолжать организовывать работу с одарёнными детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах

- Продолжать изучать опыт работы лучших педагогов и коллег своего МБДОУ, города, области, коллег через Интернет.

- Продолжать принимать участие в профессиональных конкурсах

-Продолжать посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

-Продолжать проводить открытые занятия для коллег по работе, музыкальных руководителей города

- Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

-Продолжать вести здоровый образ жизни.

 

 

К списку
Создано: 09.06.2016   |   Изменено: 09.06.2016 09:47:26
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии