Количество воспитанников: 51 человек
до 3-х лет: 11 человек
от 3-х лет до 7 лет: 40 человек
Выпускников : 12 человек
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

«Использование музыки при восприятии литературных произведений»

Автор: Козлова Л.В.
|Должность: Музыкальный руководитель, Структурное подразделение "Детский сад № 8 комбинированного вида" к

Музыка и литература настолько тесно переплетены, что, знакомя детей с художественной литературой, порой, невозможно не говорить о музыке. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Союз этих двух искусств — мощное средство для эстетического и нравственного воспитания, для развития фантазии и образного мышления. Очень многие литературные произведения для детей имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание.

Как можно использовать этот неисчерпаемый ресурс на занятиях по чтению или  в домашних условиях читая  художественную литературу?

  • Музыка может играть роль фона, эмоционально поддерживающего тему занятия. На подобных занятиях необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор детей, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован не только на занятиях, но и в домашних условиях.
  • Вторым приемом использования музыки является иллюстрирование литературного произведения при помощи цитат из произведений музыкальных. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать фрагменты «Полет шмеля», «Арию царевны Лебедь» Римского- Корсакого.
  • Следующим приемом использования музыки является анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя.
  • Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др., игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Здесь помогут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке.
  • Инсценирование и музыкальные игры-драматизации, основанные на литературном материале. Этот метод становится одним из средств развития детского. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

  • Проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Кроме того, концерт в форме литературно-музыкальной композиции — возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики (творчество и восприятие).

Организация восприятия детьми 6-7 лет литературных произведений в сочетании с музыкой требует соблюдения ряда условий.

 

  1. Творческая деятельность воспитателей и музыкального руководителя должна происходить совместно.
  2. Чтение педагогом литературных произведений должно быть выразительным, с соблюдением определением правил чтения.
  3. Развивающая среда группы должна помогать ребенку погружаться в литературное произведение, содействовать его пониманию, осмыслению.
  4. Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии ребенка- дошкольника.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что музыка и художественная литература во многом влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, помогают ему духовно развиваться и совершенствоваться.

Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Музыка способна вызвать у детей соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 21.04.2023   |   Изменено: 21.04.2023 09:53:31
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Утренник в первой младшей группе "Осень золотая"
Фотографии