до 3-х лет:: | 11 |
от 3-х лет до 7 лет:: | 40 |
Выпускников : | 11 |
Памятки, советы, рекомендации
Как влияет музыка на физическое воспитание дошкольников?
Музыка оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка: 1. стимулирует зрительное, слуховое восприятие, 2. повышает двигательную и голосовую активность, 3. ведет к преобразованию окружающего, к активному мышлению, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее физическое состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании дошкольников. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, способствует организации коллектива. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус - все это создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов – эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности. В качестве музыкального сопровождения упражнений используется народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов. Главной задачей физического воспитания детей является укрепление детского организма, формирование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование физических качеств : выносливости, быстроты реакции, ловкости и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач – характер музыки должен соответствовать характеру движений. На физкультурных занятиях под музыку проводятся некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания, строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др., музыку использовать не рекомендуется. Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, общеразвивающие упражнения требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы, галоп – легкой, игривой; упражнения с лентами – нежной, напевной и т. д. Вместе с тем, один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому и марш будет звучать энергичный, быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. Проведение под музыку утренней гимнастики создает у воспитанников бодрое настроение, подготавливает к различным видам деятельности. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений. Элементы упражнений могут быть предварительно выучены на физкультурных и музыкальных занятиях. Проведение физкультурных занятий и утренней гимнастики под музыку учит детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, в шеренгу, круг во время движения и на месте, выполнять все упражнения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. На таких занятиях, как правило, решаются не только музыкальные, но и двигательные и воспитательные задачи.
|